Дополнительно
Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Нина Ивановна Глущенко, преподаватель методики развития детского изобразительного творчества
ГБПОУ СПО «Курганский педагогический колледж», г. Курган.

В эпоху быстрой смены технологий для развития экономики и социальной сферы государства нужны инициативные люди, способные креативно мыслить, находить нестандартные решения. Новый социальный заказ нашего общества диктует изменения в сфере образования. Раньше образовательные стандарты предъявляли требования, прежде всего к ученику.

В ФГОС второго поколения требования предъявлены к системе образования в целом. Авторы государственных образовательных стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть воспитатель детского дошкольного образовательного учреждения, учитель школы, способные воспитать достойного гражданина России.

Обществу нужны подготовленные и компетентные специалисты. Перед системой среднего профессионального педагогического образования стоит задача воспитания социально активной личности, способной к самоопределению, самопроектированию, самореализации в педагогической деятельности. Проблема подготовки воспитателей ДОУ на сегодняшний день в городе Кургане и курганской области является особенно актуальной. От качества подготовки зависит успех их профессиональной деятельности. Только компетентный специалист сможет качественно и ответственно подойти к решению поставленных задач.

Поэтому педагогический коллектив ГБПОУ СПО «Курганский педагогический колледж» считает одной из основных задач – создание условий для развития профессиональной компетентности выпускника по специальности 050704 Дошкольное образование.

Профессиональная подготовка специалистов в процессе обучения является необходимым условием их активного включения в самостоятельную профессиональную деятельность. Удачной формой организации студентов в формировании их профессиональной компетентности является творческая группа.

В настоящее время в Курганском педагогическом колледже работает 17 творческих групп по актуальным вопросам среднего специального образования.

Одна из них «Дошкольник» работает  по изучению проблемы «Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы». Под руководством преподавателя студенты повышают свои теоретические знания и практические умения по своей будущей специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Группа была создана в 2006 году. В качестве базы для изучения проблемы был определен малокомплектный детский сад №2 «Березка»  станции Введенское Кетовского района. Работа творческой группы спланирована на три года обучения.

Творческая группа работает на основе плана взаимодействия между МДОУ детский сад №2 «Березка» ст. Введенское и ГБПОУ СПО «Курганский педагогический колледж».

Творческая группа – это объединение преподавателей и студентов по решению определенных вопросов, поэтому в состав ее входят преподаватели, практические работники детского сада и студенты, работа которых имеет одну цель - подготовка студентов для сельского социума в условиях разновозрастной группы. Начинали сотрудничество с педагогическим коллективом, в котором  работает 25 лет наша выпускница Калинина Марина Васильевна (1987 год выпуска).

Задачи творческой группы:

  • Формирование коммуникативной компетенции и общей культуры студентов.
  • Изучение специфических условий организации детей разновозрастной группы.
  • Владение методами и приемами организации детского коллектива разновозрастной группы.

Работа группы строится в определенной последовательности:

  • студенты знакомятся с профессиональными обязанностями воспитателя разновозрастной группы;
  • узнают о специфике работы малокомплектного детского сада;
  • наблюдают и анализируют показательные мероприятия: особенности режима, игры, занятия;
  • апробируют на практике проведение подвижных, сюжетно-ролевых игр, прогулки, методику проведения занятий в разновозрастной группе;
  • студенты проводят  для детей кукольный театр, игры-драматизации, развлечения.

Изучение проблемы творческой группой проходит через разные формы работы:

  • консультации-практикумы;
  • наблюдения;
  • открытые занятия;
  • индивидуальные беседы;
  • практическая деятельность студентов;
  • обмен мнением и опытом по вопросам воспитания и развития в разновозрастной группе.

Каждое выездное заседание проводится по определенному плану:

  • Знакомство или изучение вопросов воспитания и обучения в разновозрастной группе.
  • Практическая деятельность студентов по формированию навыков руководства детьми в разновозрастной группе.
  • Сюрпризный момент для детей: кукольный театр или развлечение для детей.

Воспитатель группы, Калинина Марина Васильевна, охотно делится со студентами своим опытом работы с детьми разновозрастной группы. В первое посещение, студентов знакомят с должностными обязанностями воспитателя разновозрастной группы, особенностями режима, показывают студентам, как организовать режимные моменты в группе, как распределить внимание на четыре возраста одновременно.

Методика проведения занятий в разновозрастной группе вызывает особые трудности, поэтому необходимо вначале просмотреть показательные занятия по разным видам деятельности: познавательному развитию, физическому воспитании, эстетическому развитию детей.

Практическая деятельность членов творческой группы начинается уже во время первого посещения детского сада. Просмотрев организацию игры в группе, студенты «пробуют» организовать и провести подвижные игры на прогулке с детьми разных возрастов одновременно.

Во время каждого посещения члены творческого коллектива готовят и проводят  сюрпризные моменты: при первом посещении – кукольный театр. В данном случае студенты выступают в качестве «артистов», поэтому сложности в организации не возникает. Но проведение развлечения требует умения в организации детского коллектива, где дети разного возраста. При подготовке продумываются задания разной сложности с учетом возраста детей, последовательность их выполнения, дозировка для каждого возраста и т.д. Детям очень нравится, и они с нетерпением ждут нашего приезда. Развлечения всегда проходят  на высоком уровне, это отмечают сотрудники детского сада.

За годы существования творческой группы было подготовлено и выпущено более 80 специалистов. Многие бывшие студенты, члены творческой группы, после окончания колледжа работают в разновозрастных группах. Они дают положительную оценку работе группы, т.к. практический опыт, приобретенный во время работы в группе, помогает молодым воспитателям в их будущей работе.

В 2010-2011 учебном году творческая группа «Дошкольник» заняла  2 место в конкурсе «Портфолио творческих групп».

Стандарты ориентированы на то, чтобы образование, полученное в колледже, стало фундаментом для достижения целей молодыми специалистами.

Воспитатели должны меняться, развиваться, расти и быть способны к профессиональной инновационной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт призван стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века.