Печать
Родительская категория: Методический кабинет

Геннадий Алексеевич Катайцев – 
заслуженный работник физической культуры РФ, 
победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО,
преподаватель физической культуры

 

Профессия, которой я живу

Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский

Большинство людей устроено так, что всю жизнь стремятся познавать, учиться, открывать и развивать в себе все новые и новые качества, возможности и способности. Человек, часто не отдавая себе отчета, стремится стать разносторонне развитой личностью, стать образованным, воспитанным, физически развитым, востребованным обществом и социально адаптированным.

Постигая различные дисциплины и достигая все более высоких ступеней в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому – жизнь. Заражает своим примером, увлекает умением и мастерством.

Особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в своих подопечных все, что объединяется понятием – душа. Это преподаватели, учителя, воспитатели. Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, это – ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. И я с удовлетворением отношу себя к этой самой необходимой части человеческого общества – педагогам!

Как становятся педагогами?

Для меня этот вопрос начал решаться в юности. Мне посчастливилось родиться в то время, когда любимыми занятиями деревенских мальчишек были футбол, хоккей, бег на лыжах. И не беда, что у нас не было «фирменного» спортивного снаряжения и оборудования, многое делалось своими руками. Зато было страстное желание проявить себя, был спортивный азарт и осознание своей принадлежности к великому спортивному братству нашей страны. К окончанию школы вопросы «кем быть?» и «где учиться?» практически были решены.

Сегодня позади уже сорок лет педагогической работы и сорок лет непрерывного познания. В жизни стремительно меняется многое. Сегодня учить студентов тому и так, как лет десять назад, неприемлемо. Почти все, что было тогда нормой, сейчас выглядит анахронизмом. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования, новые стандарты. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Жизнь – есть бесконечное познание и это главное условие человеческой диалектики.

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил им помочь. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый высокий Дух изрек : «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им Учителя.»

В наше время все по-разному понимают роль педагога. Я вижу педагога воспитателем и наставником, способствующим становлению личности обучаемого. Слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. Речь идет прежде всего о лестнице восхождения – физического, интеллектуального, духовного в человеке, поэтому я на своих занятиях стараюсь быть со студентами на равных, помня, что каждый мой шаг, случайно сказанное слово впитываются ими.

Общеизвестно, что личность воспитывает личность. Вглядитесь внимательнее. Да, мы замечаем, что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но невозможно описать, как выстраивается этот воспитательный процесс. Личность педагога, обладающая большим внутренним «зарядом», создает вокруг себя определенную среду- силовое поле, которое положительно воздействует на развитие учеников. Нельзя развить то, чего нет. В Евангелии говорится о приумножении талантов и о том, что «исходный капитал» был дан каждому Господином. Таланты даны каждому и каждому – разное число. Способности у всех обучаемых разные, зачастую, они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия педагога.

Я считаю себя современным педагогом и потому не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должен быть образцом для своих воспитанников. Радуюсь даже самым незначительным успехам студентов. Для меня важно создавать на каждом занятии ситуацию успеха для каждого обучаемого. Я счастлив, когда студенты с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду с ними встречи. Я отдаю все силы для того, чтобы научить студентов - будущих учителей искусству физического и духовного совершенствования.

Учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье. Будущий учитель должен быть готов мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению, а также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья.

Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в моих студентов? Количеством отличных оценок, призов, грамот? Победами в соревнованиях, спартакиадах? Наверное, и ими тоже. Но главное в том, что позволил кому-то из подопечных стать более уверенным в себе, стать здоровее и крепче физически, увидеть в жизни свое педагогическое призвание и потребность в дальнейшем профессиональном росте. Кто-то пойдет дальше других, кто-то обгонит меня в профессиональном мастерстве. А значит, я живу и работаю педагогом не зря!

 

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА