Печать
Родительская категория: Методический кабинет

Мое педагогическое кредо

Беляева Татьяна Васильевна, 
победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО,
преподаватель естественно-научных дисциплин

Основа профессиональной деятельности каждого педагога - это ответ самому себе на вопрос: Почему я работаю учителем?

Как-то само собой сложилось, что ни в какой другой роли я себя не представляла: буду, как мой дед, учить детей. Я помню рассказы моего деда, Вотинова Дмитрия Степановича, о том, как после революции он работал на селе учителем, как учил местных ребятишек грамоте. И меня научил читать в 5 лет, называя при этом «моя маленькая учительница», и с тех пор вопроса выбора профессии передо мной не стояло. Общение с дедом сформировало в моем детском сознании образ настоящего учителя, доброго, отзывчивого, душевного, порядочного, бескорыстного.

Прошли годы учебы в школе, институте, и вот мои первые ученики… Кто я для них? Прежде всего, их друг, помощник, советчик, союзник. Я согласна с американским психологом Т. Шацом, который сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». Думаю, чтобы заслужить авторитет, учитель должен своим сердцем принять и понять проблемы учеников, как свои собственные, быть компетентным, интересным, думающим.

Я постоянно пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам на занятиях, стараюсь создать обстановку уюта и доверия. По опыту знаю, что учитель должен давать не только готовые истины, но и сопровождать ученика в поисках истины, воспитывать лучшие качества его души.

Есть древняя, наполненная мудростью, замечательная притча:

«Как- то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети плакали, расстраивались. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к мудрецу:

- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут, а не играть с ними невозможно, они так прекрасны.

- Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то доверит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного бережнее».

Да, детское сердце полно веры, любви, доверия! Как важно не разбить, сохранить и наполнить его прекрасными человеческими качествами! Как этого добиться? Трепетно и бережно относиться к душе ребенка, оптимистично и жизнерадостно смотреть на мир, быть в нем активным. Пожалуй, это и есть моё педагогическое кредо.

Я знаю и всегда помню, что вера, надежда и любовь – это три точки опоры учителя даже в самой безнадежной педагогической ситуации.

Со мной согласятся многие люди, что выбрать профессию учителя – это ответственный шаг. Я 30 лет в профессии, за это время было много размышлений, тревог, сомнений, успехов, радости за своих учеников. Твердо убеждена: все, что сделано, сделано не напрасно. Смотрю вперед и вижу задорные глаза детей. Чувствую: они ждут меня, верят в меня.

Считаю важным и горжусь тем, что мое любимое дело продолжают мои ученики, многие из которых работают в школах. Хочется верить, что они будут добры и искренни со своими учениками, их будут любить и уважать так же, как когда-то любили и уважали моего деда.