- Родительская категория: Учебно-информационный центр
Прошло уже 145 лет (1871 г.) с тех пор, как книга Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» была написана, но она по-прежнему популярна.
Детям нравятся волшебные, странные существа, которых встречает Алиса, и присутствие настоящей сказочной атмосферы. Взрослые видят в них остроумную социальную сатиру и глубокие размышления об иллюзорном и реальном и об отношениях между детьми и взрослым миром. А это значит, что эта книга для всех возрастов и ее актуальность не умаляется со временем.
Прообразом героини первой книги Кэрролла стала его юная знакомая – Алиса Плэзнс Лиддел, с которой он познакомился в 1856 году (ей было приблизительно три-четыре года). Именно по её просьбе им была записана сказка, сочиненная для сестер Лиддел 4 июля 1862 года во время лодочной прогулки. Что же касается её продолжения «Алиса в Зазеркалье», то Алисе уже 7 с половиной лет; как считают некоторые авторы, в нём речь идет уже не о Лиддел - героиней «Зазеркалья» представляют некую Алису Рэйкс.
«В Зазеркалье» Льюис Кэрролл описывает детскую фантазию, и то, что получилось, если это вообще возможно, даже лучше и богаче, чем «Алиса в Стране Чудес». В то время как в первой книге приключения происходят в подземном мире, частично населенном персонажами карточной игры, во второй появляется зеркальный домик, где все перевернуто вверх дном, а персонажи – шахматные фигуры. Алиса – пешка. Она встречается с Черной и Белой Королевами, а местность, на которой происходит действие, - гигантская шахматная доска. Наконец Алиса доходит до восьмой линии шахматной доски и сама становится Королевой. Когда она нападает на Черную королеву, та вдруг превращается в ее котенка Кити и Алиса вновь просыпается.
Почему Кэрролл обратился к этому жанру? Возможно потому, что этот жанр полнее других позволил ему выразить себя. Неоднозначность, двойственность, свойственная сказочной повести, вероятно, была близка противоречивой личности писателя. С одной стороны, он математик, логик, священник, аккуратист, педант. А с другой - выдумщик головоломок, задач, загадок, фокусов, рассказчик увлекательных историй. Две эти противоположности каким-то образом в нем сочетались.
Тему Зазеркалья мы можем встретить у многих писателей, в том числе русских. Вспомните «Королевство кривых зеркал» В. Губарева.