Читаем книги о войне
- Информация о материале
- Родительская категория: Учебно-информационный центр
- Категория: Виртуальная библиотека
Великая Отечественная война в произведениях художественной литературы
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие
не пришли с войны,
В том, что они — кто старше,
кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог,
но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же,
все же, все же...
Александр Твардовский
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.
Книги о войне надо читать с детства, чтобы не утерять нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. Предлагаем вам аннотированный рекомендательный список лучших произведений о Великой Отечественной войне. Все представленные литературные шедевры имеют в Интернете полнотекстовой аналог. К нему вас выведет гиперссылка от каждого названия книги.
В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне. Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.
Борис Васильев В списках не значился
Повесть «В списках не значился» (1974 год) основана на документальных фактах и тяготеет к жанру романтической легенды-притчи. Это история о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат...
Борис Васильев А зори здесь тихие
В повести с поэтичным названием «А зори здесь тихие...» (1969 год) возникают экстремальные условия крошечного замкнутого пятачка земли, на котором оказываются старшина Васков с горсткой девушек. Повесть переносит внимание читателя с проблем чисто военных на проблемы спасения, продления жизни на земле, «непосильности», невыносимости войны, прежде всего, для женщин. Борис Васильев эту мысль о несовместимости войны и женской хрупкости, красоты, материнства развернул, углубил не одним только поединком с шестнадцатью опытными диверсантами и гибелью пятерых девушек-зенитчиц. До этого поединка следует серия полукомических, шутливых эпизодов, говорящих о «неудобстве» войны для девушек и негодности их для войны.
Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.
Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) – один из ярких представителей «лейтенантской прозы» в отечественной литературе. В романе «Горячий снег» отображены события зимы 1942 года, происходившие под Сталинградом, когда Советская Армия преградила путь танковым колоннам генерала Манштейна, прорывавшимся на помощь окруженной армии Паулюса.
Герои романа ожили на экране в исполнении Г. Жжёнова, А. Кузнецова, Б. Токарева и других известных актеров в одноименном фильме режиссера Г. Егиазарова (1972 год).
Юрий Бондарев Батальоны просят огня
Повесть «Батальоны просят огня» о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве бойцов и командиров, первыми переправившимися на правый берег Днепра в сентябре 1943 года и ведущих там с фашистами трудный, неравный бой. Нельзя не гордиться силой духа советского солдата, сознательно идущего на гибель во имя своего народа, во имя грядущей победы.
Василь Быков Дожить до рассвета
Василь Быков - известный белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны. В его произведениях нет батальных сцен и масштабных исторических сражений. Автор изображает войну такой, какой она была на самом деле, передает ощущения рядовых бойцов, исследует мотивы их поступков, раскрывает глубины переживаний.В повести "Дожить до рассвета" отражены острейшие конфликты великого противостояния 1941-1945 годов, психологически выверенное изображение сшибки характеров. И главное - проявление нравственной сути каждого из персонажей, включенных в динамичный сюжет, напоминающий туго сжатую до поры до времени пружину взрывного механизма.
Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести.
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви.
Повесть «Знак беды», за которую автор был награжден Ленинской премией, — значительная веха не только в творчестве Василя Быкова, но и в литературном процессе советского периода в целом. Выдержана в пределах стиля писателя, повесть определяется ограниченным пространство-временным разворотом, небольшим количеством героев, характерной военной тематикой и острой проблематичностью. Война в повести отображается через углубление в психологию героев, поставленных в экстремальные условия.
В своем произведении В. Быков не обходится без показа прошлого своих героев, давая нам понять, что их поведение следует из всей предыдущей жизни, потому что ничего случайного не бывает. Особенность этой повести в том, что автор показывает войну не глазами ее участников-военнослужащих, а просто мирных жителей.
«Знак беды» считают самым антивоенным из всех произведений писателя.
Виктор Астафьев Прокляты и убиты
Виктор Петрович Астафьев - выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». Пережитое на войне, война, какой видел ее Виктор Астафьев на передовой, стали центральной темой творчества писателя.
Роман «Прокляты и убиты» он наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума». Роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» — одно из самых драматичных, трагических и правдивых произведений о солдатах Великой Отечественной войны. Эта книга будет им вечным памятником.
Виктор Астафьев Так хочется жить
Продолжая тему трагедии 2-й мировой войны в повести «Так хочется жить» (1994-1995), Астафьев осмысляет ее в бытийно-онтологическом плане, роднящем его деревенскую прозу с военной. Его книги переведены на основные европейские языки и изданы во многих странах мира. И сегодня, когда в мире всё ещё льется кровь, В. П. Астафьев, прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своих произведений призывает людей жить в мире. И любить...
Константин Воробьев Убиты под Москвой
Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением К. Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.
Рота кремлёвских курсантов идёт на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка из московских ополченцев, выясняется, что пулемётов нет: у курсантов остаются только самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином.
Константин Воробьев Это мы, господи!
Повесть написана в 1943 году. Опубликована посмертно. Лейтенант Сергей Костров осенью 1941 г. попадает в плен. Продержав пленных несколько дней в подвалах разрушенного Клинского стекольного завода, их, построенных по пять человек в ряд, конвоируют по Волоколамскому шоссе. Время от времени раздаются выстрелы — это немцы пристреливают отставших раненых. Сергей постоянно ищет случая бежать, но случай все не представляется.
Виктор Некрасов В окопах Сталинграда
Сталинградская битва, решившая исход Великой Отечественной войны, запечатлена во многих произведениях искусства. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и сегодня потрясает глубиной и правдивостью. Великие и простые герои Сталинграда воочию предстают перед нами. Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остаётся для прикрытия. В помощь комбату остаётся и главный герой повествования лейтенант Керженцев. Книга принесла писателю подлинную славу (переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков). За эту книгу, после ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени.
События в повести «Сашка» происходят в 1942 году . Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.
В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, - самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейших испытаний.
Михаил Шолохов Они сражались за Родину
Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.
Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.
Незаконченный роман Шолохова приобрел большую популярность в немалой степени благодаря одноименному художественному фильму режиссера С. Бондарчука с участием известных актеров (В. Шукшина, С. Тихонова, Ю. Никулина и др.), оказавшему колоссальное воздействие на зрителя.
Виктор Астафьев Веселый солдат
«Веселый солдат» – в действительности, повесть совсем не веселая, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт. За истекшие десятилетия не исчерпалась в Викторе Астафьеве искренняя злость к равнодушным губителям солдатских жизней – к бездарным командирам, к «народному кумиру» Жукову и к самому Отцу Генералиссимусу. Но все же слишком просто было бы назвать эту исповедь «окопной правдой» – книга полна подлинной жалости и сострадания, свойственных той русской литературе, которую Томас Манн называл «святой».
Светлана Алексиевич У войны — не женское лицо
Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны — не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
Виктор Курочкин На войне как на войне
Повесть «На войне как на войне» вошла в золотой фонд русской военной прозы, и ей обеспечена долгая славная жизнь... В ней, как и в других своих произведениях, продолжает жить и продолжает вести бой за человечность писатель-фронтовик Виктор Курочкин.
Героев повести убедительно создали в одноименном художественном фильме знаменитые М. Кононов, О. Борисов, В. Павлов, Ф. Одиноков.