Методические по ДО
- Информация о материале
- Категория: Без категории
Методические указания по организации взаимодействия педагогических работников и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № ГД – 39/04 от 19.03. 2020 года.
1.2. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.3. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
1.4. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
1.5. Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.6. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося https://do.kpk.kss45.ru/course/index.php?categoryid=26, https://biblio-online.ru/ , https://academia-moscow.ru/elibrary/. В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
2. Инструменты виртуальной коммуникации
Российский социолог С.В. Бориснев понятие «коммуникация» определяет как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт. Она предполагает психологическую близость участников коммуникации, наличие понимания и сопереживания. Однако в условиях современного мира, благодаря активному развитию компьютерных технологий и массовому проникновению Интернета, появилась возможность непосредственного межличностного контакта внутри виртуальной реальности. А дополнительные устройства (веб-камера, микрофон, динамики) позволяют максимально воссоздать процесс живого общения.
Таким образом, образовался феномен межличностного общения в современном мире – виртуальные коммуникации. «Виртуальные коммуникации» - это явление, основанное на активном развитии технологий; своего рода взаимодействие через Интернет с помощью технического устройства, имеющего возможность подключения и работы во всемирной сети, при условии наличия определенного программного обеспечения.
В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена, взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями.
В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:
- асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (вебинар, электронная почта, форумы, социальные сети, доски объявлений);
- синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат).
Существует несколько видов (форм) синхронных коммуникаций:
- вебинар (возможен в записи)
- видеоконференции (односторонние и двусторонние)
- онлайн-консультации
- аудиоконференции
- чат (текстовые конференции)
- мгновенный обмен сообщениями
- совместное использование приложений
- виртуальный класс
Отдельного пояснения требуют два последних вида коммуникаций.
Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами. Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.
Виртуальный класс - это электронная имитация общения при аудиторном обучении. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:
• классная доска (whiteboard) - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения;
• общий (широковещательный) чат;
• функция «поднятия руки»;
• индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем;
• показ слайдов, учебных материалов.
Для успешного применения технологий синхронного общения как правило требуется локальная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.
3. Рекомендуемые приложения (платформы) и инструменты для осуществления обратной связи и поиска цифровых ресурсов
Перечень платформ и приложений для организации дистанционного обучения
| Наименование | Адрес | Функционал/ примечания | 
| Платформа «Российская электронная школа» | задачи, тематические курсы, видеоуроки | |
| «Московская электронная школа» | аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения | |
| Онлайн-школа Фоксфорд | подготовка к ЕГЭ, олимпиадам и экзаменам, курсы для учителей, полезных материалов. | |
| Библиотека видеоуроков | видеоуроки школьной программы (1-11 классы), конспекты, тренажеры, тесты | |
| Цифровой образовательный ресурс «Якласс» | теоретические уроки, тесты и задания по предметам школьной программы | |
| Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру | бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, трансляции онлайн-уроков | |
| Платформа Сферум | 
 
 | Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе с обменом сообщениями и контентом в реальном времени | 
| Платформа trueconf 
 | 
 | Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе | 
| Платформа для вебинаров eTutorium | Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе | |
| Платформа для видеоконфереции Proficonf | Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе | |
| Вконтакте | Организация групп, информирование о материалах, трансляция видеоуроков | |
| Microsoft Teams | https://products.office.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software | Звуковые и видеозвонки в интернете, возможность демонстрировать экран, работа в групповых чатах | 
| Youtube | Размещение и запись трансляций | |
| Skype | Инструмент для видео- и аудиозвонков, бесплатные конференцзвонки, создание собрания, возможность участия без регистрации – по ссылке | |
| Brainoom 
 | адаптивная система управления обучением для компаний и образовательных учреждений | |
| Google Класс | бесплатный сервис для создания курсов, назначения и проверки заданий | 
4. Подготовка преподавателя к реализации программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 
4.1. Перед тем как начать реализацию дистанционного обучения преподаватель должен определить какой из вариантов он выберет:
- использование массовых открытых онлайн – курсов, размещенных на различных платформах с возможностью зачета данного учебного курса при предоставлении необходимых документов;
- организация обучения в системе поддержки дистанционного обучения Moodle https://do.kpk.kss45.ru/ с добавлением онлайн-занятий;
- организация удаленного онлайн-обучения с использованием средств видеоконференцсвязи.
На практике данные варианты могут быть объединены.
4.2. Преподаватель должен спланировать свое дистанционное преподавание:
1. Определить, на какой площадке будет организовано взаимодействие со студентами, где будем публиковать материалы, делать объявления, сообщать оценки.
2. Определить тематический план дистанционных занятий и их формы, технологию проведения лекций, составить список «контрольных точек». Проанализировать элементы контроля на предмет возможности реализовать заявленные элементы в онлайн формате. Внести изменения в программу, оставив только возможные элементы.
3. Продумать и составить список учебных и организационных материалов, которые необходимо предоставить студентам, включая видеолекции, памятки, объявления и т.п.
4. Создать необходимые материалы, разместив их в СДО Moodle (при необходимости) или подготовить контент для демонстрации в рамках вебинаров / видеоконференций.
5. Организовать обучение через СДО Moodle, платформы Сферум, TrueConf, Skype, социальную сеть ВКонтакте.
| Действия педагога | Результат | 
| Определяем площадку для взаимодействия со студентами – где будем выкладывать материалы, делать объявления, сообщать оценки | Только СДО Moodle или СДО Moodle + различные платформы/приложения | 
| Определяем тематический план курса и список «контрольных точек» (обязательных заданий) | Планируйте на перспективу! | 
| Корректируем систему оценивания по каждой теме | Результаты работы студента (эссе, контрольные, упражнения, тесты, проекты) которые должен предоставить студент | 
| Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в теме курса | Как будет преподнесен теоретический и практический материал? Через видеоуроки, живой рассказ, видеолекцию? Какие необходимы тексты, схемы, рисунки, тесты, конспекты, упражнения? | 
| Продумываем список организационных материалов | Тексты писем/объявлений студентам – приветствие, правила работы, система оценивания, ссылка на перечень обязательных заданий и их оценивание. | 
4.3. Преподаватель принимает решение разрабатывать видеоматериалы либо проводить интерактивные консультации - тогда необходимо определиться с технологией этого процесса. Возможны два варианта:
– интерактивные лекции (трансляции), которые будут проходить в реальном времени, т.е. студенты должны быть в это же время в сети, чтобы иметь возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении;
- видеозаписи лекций, ссылку на которые нужно будет разместить/ в своем курсе переслать, чтобы обеспечить к ним доступ студентов.
Особенностью трансляций является то, что они должны проходить по расписанию для студентов.
1) интерактивные лекции
| Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций | |
| Форматы работы | Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в колледже с тех.поддержкой | 
| Организация работы | Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть по расписанию | 
 2) видеозаписи 
| Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций | Видеокамера телефона, экранная камера | 
| Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций | Видео размещается на youtube или VK https://www.youtube.com/  | 
4.4. В своей работе для создания и разработки учебных и методических материалов преподаватель может использовать  различные цифровые инструменты.
Перечень цифровых инструментов для создания дидактических материалов и использования в работе
| Инструменты для создания учебно-методических материалов | Функционал | 
| Создание упражнений | |
| Виртуальная онлайн доска | |
| Экранная камера | |
| iSpring Free Cam . Программа для записи с экрана | |
| Веб-анкетирование | |
| Работа с фото и коллажи и редактирование | |
| Виртуальная интерактивная "доска объявлений" | |
| инструмент для тестирования | |
| ресурс для создания интерактивной графики. Обладает большим потенциалом в образовательных целях | |
| Создание тестов быстро и без регистрации | |
| Для нахождения бесплатных изображений | |
| Быстронастраиваемое тестирование с загрузкой методичек | |
| Бесплатное создание интерактивных плакатов, презентаций и других учебных ресурсов | |
| интерактивные задания в Google Таблицах | |
| создание бесплатных коротких опросов | |
| Создание интерактивных упражнений более 30 видов | |
| Создание викторин с выбором ответа в режиме онлайн | |
| он-лайн тестирование | |
| Набор из 21 инструмента для создания ЭОР | |
| Фоторедактор | |
| Набор из 16 инструментов для создания ЭОР | |
| Собирание пазлов | |
| 3-D моделирование он-лайн | |
| создание блок-схем он-лайн | |
| cоздание коллажей, презентаций, фото-редактор | |
| блокнот | |
| скриншотер Лайтшот | |
| инновационная платформа СДО | |
| Захват и редактирование звука | |
| Виртуальная доска | |
| Виртуальная доска | |
| Сервис для построения интеллект-карт | |
| Географическая карта с несколькими слоями данных, привязанных к геометкам | |
| Интерактивные тесты, викторины, карточки, голосования | |
| Визуализация данных | |
| создание и интеграция опросов в видео | |
| создание быстрых видео-чатов с 4-8 участниками | |
| создание интерактивного изображения путем добавления комментариев, ссылок, подсказок к конкретным частям изображения | |
| создание инфографики и презентаций | |
| Бесплатный сервис для создания метафорических ассоциативных карт | 









