Методические указания по организации взаимодействия педагогических работников и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № ГД – 39/04 от 19.03. 2020 года.
1.2. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.3. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
1.4. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
1.5. Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.6. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося https://do.kpk.kss45.ru/course/index.php?categoryid=26, https://biblio-online.ru/ , https://academia-moscow.ru/elibrary/. В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
2. Инструменты виртуальной коммуникации
Российский социолог С.В. Бориснев понятие «коммуникация» определяет как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт. Она предполагает психологическую близость участников коммуникации, наличие понимания и сопереживания. Однако в условиях современного мира, благодаря активному развитию компьютерных технологий и массовому проникновению Интернета, появилась возможность непосредственного межличностного контакта внутри виртуальной реальности. А дополнительные устройства (веб-камера, микрофон, динамики) позволяют максимально воссоздать процесс живого общения.
Таким образом, образовался феномен межличностного общения в современном мире – виртуальные коммуникации. «Виртуальные коммуникации» - это явление, основанное на активном развитии технологий; своего рода взаимодействие через Интернет с помощью технического устройства, имеющего возможность подключения и работы во всемирной сети, при условии наличия определенного программного обеспечения.
В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена, взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями.
В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:
- асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (вебинар, электронная почта, форумы, социальные сети, доски объявлений);
- синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат).
Существует несколько видов (форм) синхронных коммуникаций:
- вебинар (возможен в записи)
- видеоконференции (односторонние и двусторонние)
- онлайн-консультации
- аудиоконференции
- чат (текстовые конференции)
- мгновенный обмен сообщениями
- совместное использование приложений
- виртуальный класс
Отдельного пояснения требуют два последних вида коммуникаций.
Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами. Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.
Виртуальный класс - это электронная имитация общения при аудиторном обучении. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:
• классная доска (whiteboard) - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения;
• общий (широковещательный) чат;
• функция «поднятия руки»;
• индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем;
• показ слайдов, учебных материалов.
Для успешного применения технологий синхронного общения как правило требуется локальная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.
3. Рекомендуемые приложения (платформы) и инструменты для осуществления обратной связи и поиска цифровых ресурсов
Перечень платформ и приложений для организации дистанционного обучения
Наименование |
Адрес |
Функционал/ примечания |
Платформа «Российская электронная школа» |
задачи, тематические курсы, видеоуроки |
|
«Московская электронная школа» |
аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения |
|
Онлайн-школа Фоксфорд |
подготовка к ЕГЭ, олимпиадам и экзаменам, курсы для учителей, полезных материалов. |
|
Библиотека видеоуроков |
видеоуроки школьной программы (1-11 классы), конспекты, тренажеры, тесты |
|
Цифровой образовательный ресурс «Якласс» |
теоретические уроки, тесты и задания по предметам школьной программы |
|
Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру |
бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, трансляции онлайн-уроков |
|
Платформа Сферум |
|
Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе с обменом сообщениями и контентом в реальном времени |
Платформа trueconf
|
|
Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе |
Платформа для вебинаров eTutorium |
Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе |
|
Платформа для видеоконфереции Proficonf |
Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе |
|
Вконтакте |
Организация групп, информирование о материалах, трансляция видеоуроков |
|
Microsoft Teams |
https://products.office.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software |
Звуковые и видеозвонки в интернете, возможность демонстрировать экран, работа в групповых чатах |
Youtube |
Размещение и запись трансляций |
|
Skype |
Инструмент для видео- и аудиозвонков, бесплатные конференцзвонки, создание собрания, возможность участия без регистрации – по ссылке |
|
Brainoom
|
адаптивная система управления обучением для компаний и образовательных учреждений |
|
Google Класс |
бесплатный сервис для создания курсов, назначения и проверки заданий |
4. Подготовка преподавателя к реализации программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
4.1. Перед тем как начать реализацию дистанционного обучения преподаватель должен определить какой из вариантов он выберет:
- использование массовых открытых онлайн – курсов, размещенных на различных платформах с возможностью зачета данного учебного курса при предоставлении необходимых документов;
- организация обучения в системе поддержки дистанционного обучения Moodle https://do.kpk.kss45.ru/ с добавлением онлайн-занятий;
- организация удаленного онлайн-обучения с использованием средств видеоконференцсвязи.
На практике данные варианты могут быть объединены.
4.2. Преподаватель должен спланировать свое дистанционное преподавание:
1. Определить, на какой площадке будет организовано взаимодействие со студентами, где будем публиковать материалы, делать объявления, сообщать оценки.
2. Определить тематический план дистанционных занятий и их формы, технологию проведения лекций, составить список «контрольных точек». Проанализировать элементы контроля на предмет возможности реализовать заявленные элементы в онлайн формате. Внести изменения в программу, оставив только возможные элементы.
3. Продумать и составить список учебных и организационных материалов, которые необходимо предоставить студентам, включая видеолекции, памятки, объявления и т.п.
4. Создать необходимые материалы, разместив их в СДО Moodle (при необходимости) или подготовить контент для демонстрации в рамках вебинаров / видеоконференций.
5. Организовать обучение через СДО Moodle, платформы Сферум, TrueConf, Skype, социальную сеть ВКонтакте.
Действия педагога |
Результат |
Определяем площадку для взаимодействия со студентами – где будем выкладывать материалы, делать объявления, сообщать оценки |
Только СДО Moodle или СДО Moodle + различные платформы/приложения |
Определяем тематический план курса и список «контрольных точек» (обязательных заданий) |
Планируйте на перспективу! |
Корректируем систему оценивания по каждой теме |
Результаты работы студента (эссе, контрольные, упражнения, тесты, проекты) которые должен предоставить студент |
Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в теме курса |
Как будет преподнесен теоретический и практический материал? Через видеоуроки, живой рассказ, видеолекцию? Какие необходимы тексты, схемы, рисунки, тесты, конспекты, упражнения? |
Продумываем список организационных материалов |
Тексты писем/объявлений студентам – приветствие, правила работы, система оценивания, ссылка на перечень обязательных заданий и их оценивание. |
4.3. Преподаватель принимает решение разрабатывать видеоматериалы либо проводить интерактивные консультации - тогда необходимо определиться с технологией этого процесса. Возможны два варианта:
– интерактивные лекции (трансляции), которые будут проходить в реальном времени, т.е. студенты должны быть в это же время в сети, чтобы иметь возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении;
- видеозаписи лекций, ссылку на которые нужно будет разместить/ в своем курсе переслать, чтобы обеспечить к ним доступ студентов.
Особенностью трансляций является то, что они должны проходить по расписанию для студентов.
1) интерактивные лекции
Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций |
|
Форматы работы |
Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в колледже с тех.поддержкой |
Организация работы |
Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть по расписанию |
2) видеозаписи
Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций |
Видеокамера телефона, экранная камера |
Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций |
Видео размещается на youtube или VK https://www.youtube.com/ |
4.4. В своей работе для создания и разработки учебных и методических материалов преподаватель может использовать различные цифровые инструменты.
Перечень цифровых инструментов для создания дидактических материалов и использования в работе
Инструменты для создания учебно-методических материалов |
Функционал |
Создание упражнений |
|
Виртуальная онлайн доска |
|
Экранная камера |
|
iSpring Free Cam . Программа для записи с экрана |
|
Веб-анкетирование |
|
Работа с фото и коллажи и редактирование |
|
Виртуальная интерактивная "доска объявлений" |
|
инструмент для тестирования |
|
ресурс для создания интерактивной графики. Обладает большим потенциалом в образовательных целях |
|
Создание тестов быстро и без регистрации |
|
Для нахождения бесплатных изображений |
|
Быстронастраиваемое тестирование с загрузкой методичек |
|
Бесплатное создание интерактивных плакатов, презентаций и других учебных ресурсов |
|
интерактивные задания в Google Таблицах |
|
создание бесплатных коротких опросов |
|
Создание интерактивных упражнений более 30 видов |
|
Создание викторин с выбором ответа в режиме онлайн |
|
он-лайн тестирование |
|
Набор из 21 инструмента для создания ЭОР |
|
Фоторедактор |
|
Набор из 16 инструментов для создания ЭОР |
|
Собирание пазлов |
|
3-D моделирование он-лайн |
|
создание блок-схем он-лайн |
|
cоздание коллажей, презентаций, фото-редактор |
|
блокнот |
|
скриншотер Лайтшот |
|
инновационная платформа СДО |
|
Захват и редактирование звука |
|
Виртуальная доска |
|
Виртуальная доска |
|
Сервис для построения интеллект-карт |
|
Географическая карта с несколькими слоями данных, привязанных к геометкам |
|
Интерактивные тесты, викторины, карточки, голосования |
|
Визуализация данных |
|
создание и интеграция опросов в видео |
|
создание быстрых видео-чатов с 4-8 участниками |
|
создание интерактивного изображения путем добавления комментариев, ссылок, подсказок к конкретным частям изображения |
|
создание инфографики и презентаций |
|
Бесплатный сервис для создания метафорических ассоциативных карт |