Боковое меню

 
  
  
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 
Сегодня

Методические указания по организации взаимодействия  педагогических работников и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № ГД – 39/04 от 19.03. 2020 года.

 1.2. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

 1.3. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

 1.4. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.

 1.5. Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

 1.6. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося https://do.kpk.kss45.ru/course/index.php?categoryid=26, https://biblio-online.ru/ , https://academia-moscow.ru/elibrary/.  В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).

 2. Инструменты виртуальной коммуникации

         Российский социолог С.В. Бориснев понятие «коммуникация» определяет как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

         Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт. Она предполагает психологическую близость участников коммуникации, наличие понимания и сопереживания. Однако в условиях современного мира, благодаря активному развитию компьютерных технологий и массовому проникновению Интернета, появилась возможность непосредственного межличностного контакта внутри виртуальной реальности. А дополнительные устройства (веб-камера, микрофон, динамики) позволяют максимально воссоздать процесс живого общения.

          Таким образом, образовался феномен межличностного общения в современном мире – виртуальные коммуникации. «Виртуальные коммуникации» - это явление, основанное на активном развитии технологий; своего рода взаимодействие через Интернет с помощью технического устройства, имеющего возможность подключения и работы во всемирной сети, при условии наличия определенного программного обеспечения.

          В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена, взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями.

          В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:

 - асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (вебинар, электронная почта, форумы, социальные сети, доски объявлений);

  - синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат).

          Существует несколько видов (форм) синхронных коммуникаций:

- вебинар (возможен в записи)

- видеоконференции (односторонние и двусторонние)

- онлайн-консультации

- аудиоконференции

- чат (текстовые конференции)

- мгновенный обмен сообщениями

- совместное использование приложений

- виртуальный класс

 Отдельного пояснения требуют два последних вида коммуникаций.

Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами. Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.

Виртуальный класс - это электронная имитация общения при аудиторном обучении. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:

 •        классная доска (whiteboard) - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения;

 •        общий (широковещательный) чат;

 •        функция «поднятия руки»;

 •        индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем;

 •        показ слайдов, учебных материалов.

Для успешного применения технологий синхронного общения как правило требуется локальная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.

3. Рекомендуемые приложения (платформы) и инструменты  для осуществления обратной связи и поиска цифровых ресурсов 

 Перечень платформ и приложений для организации дистанционного обучения

Наименование

Адрес

Функционал/ примечания

Платформа «Российская электронная школа»

https://resh.edu.ru/

задачи, тематические курсы, видеоуроки

«Московская электронная школа»

https://www.mos.ru/city/projects/mesh/

аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения

Онлайн-школа Фоксфорд

 https://foxford.ru/

подготовка к ЕГЭ, олимпиадам и экзаменам, курсы для учителей, полезных материалов.

Библиотека видеоуроков 

https://interneturok.ru/

видеоуроки школьной программы (1-11 классы), конспекты, тренажеры, тесты

Цифровой образовательный ресурс «Якласс»

https://www.yaklass.ru/

теоретические уроки, тесты и задания по предметам школьной программы

Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру

https://uchi.ru/

бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, трансляции онлайн-уроков

Платформа Сферум

https://sferum.ru

 

  

Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе с обменом сообщениями и контентом в реальном времени

Платформа trueconf

 

https://trueconf.ru/

 

Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе

Платформа для вебинаров eTutorium

https://etutorium.ru/

Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе

Платформа для видеоконфереции Proficonf

https://proficonf.com/ru/

Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе

Вконтакте

https://vk.com/feed

Организация групп, информирование о материалах, трансляция видеоуроков

Microsoft Teams

https://products.office.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software

Звуковые и видеозвонки в интернете, возможность демонстрировать экран, работа в групповых чатах

Youtube

https://www.youtube.com/

Размещение и запись трансляций

Skype

https://www.skype.com/en/free-conference-call/

Инструмент для видео- и аудиозвонков, бесплатные конференцзвонки, создание собрания, возможность участия без регистрации – по ссылке

Brainoom

 

https://brainoom.com/

адаптивная система управления обучением для компаний

и образовательных учреждений

Google Класс

https://classroom.google.com/

бесплатный сервис для создания курсов,  назначения и проверки заданий


4. Подготовка преподавателя к реализации программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 

4.1. Перед тем как начать реализацию дистанционного обучения преподаватель должен определить какой из вариантов он выберет:

- использование массовых открытых онлайн – курсов, размещенных на различных платформах с возможностью зачета данного учебного курса при предоставлении необходимых документов;

- организация обучения в системе поддержки дистанционного обучения Moodle https://do.kpk.kss45.ru/ с добавлением онлайн-занятий;

- организация удаленного онлайн-обучения с использованием средств видеоконференцсвязи.

На практике данные варианты могут быть объединены.

4.2. Преподаватель должен спланировать свое дистанционное преподавание:

1. Определить, на какой площадке будет организовано взаимодействие со студентами, где будем публиковать материалы, делать объявления, сообщать оценки.

2. Определить тематический план дистанционных занятий и их формы, технологию проведения лекций, составить список «контрольных точек». Проанализировать элементы контроля на предмет возможности реализовать заявленные элементы в онлайн формате. Внести изменения в  программу, оставив только возможные элементы.

3. Продумать и составить список учебных и организационных материалов, которые необходимо предоставить студентам, включая видеолекции, памятки, объявления и т.п.

4. Создать необходимые материалы, разместив их в СДО Moodle (при необходимости) или подготовить контент для демонстрации в рамках вебинаров / видеоконференций.

5. Организовать обучение через  СДО Moodle, платформы Сферум, TrueConf, Skype, социальную сеть ВКонтакте.

Действия педагога

Результат

Определяем площадку для взаимодействия со студентами – где будем выкладывать материалы, делать объявления, сообщать оценки

Только СДО Moodle или СДО Moodle  + различные платформы/приложения  

Определяем тематический план курса и список «контрольных точек» (обязательных заданий)

 Планируйте на перспективу!

Корректируем систему оценивания по каждой теме

Результаты работы студента (эссе, контрольные, упражнения, тесты, проекты) которые должен предоставить студент

Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в теме курса

Как будет преподнесен теоретический и практический материал? Через видеоуроки, живой рассказ, видеолекцию? Какие необходимы тексты, схемы, рисунки, тесты, конспекты, упражнения?

Продумываем список организационных материалов

Тексты писем/объявлений студентам – приветствие, правила работы, система оценивания, ссылка на перечень обязательных заданий и их оценивание.
Это делать систематически.

 4.3. Преподаватель принимает решение разрабатывать видеоматериалы либо проводить интерактивные консультации - тогда необходимо определиться с технологией этого процесса. Возможны два варианта:

  – интерактивные лекции (трансляции), которые будут проходить в реальном времени, т.е. студенты должны быть в это же время в сети, чтобы иметь возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении;

 - видеозаписи лекций, ссылку на которые нужно будет разместить/ в своем курсе переслать, чтобы обеспечить к ним доступ студентов.

 Особенностью трансляций является то, что они должны проходить по расписанию для студентов.

 1) интерактивные лекции 

Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций

https://trueconf.ru/
https://etutorium.ru/

https://sferum.ru

https://vk.com/feed

Форматы работы

Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в колледже с тех.поддержкой

Организация работы

Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть по расписанию


 2) видеозаписи 

Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций

Видеокамера телефона, экранная камера

https://vk.com/feed

https://www.youtube.com/ 

Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций

Видео размещается на youtube или VK

https://vk.com/feed

https://www.youtube.com/
Размещаются ссылки на видео


4.4. В своей работе для создания и разработки учебных и методических материалов преподаватель может использовать  различные цифровые инструменты.

Перечень цифровых инструментов для создания дидактических материалов и использования в работе

Инструменты для создания учебно-методических материалов

Функционал

https://learningapps.org/

Создание упражнений

https://whiteboardfox.com/

Виртуальная онлайн доска

http://screencam.ru/

Экранная камера

https://www.ispring.ru/ispring-free-cam

 iSpring Free Cam . Программа для записи с экрана

webanketa.ru

Веб-анкетирование

pixlr

Работа с фото и коллажи и редактирование 

Padlet.com

Виртуальная интерактивная "доска объявлений"

Plickers

инструмент для тестирования

Thinglink

ресурс для создания интерактивной графики. Обладает большим потенциалом в образовательных целях

Testmoz

Создание тестов быстро и без регистрации

pixabay

Для нахождения бесплатных изображений 

your-study.ru

Быстронастраиваемое тестирование с загрузкой методичек

Genially

Бесплатное создание интерактивных плакатов, презентаций и других учебных ресурсов

Flippity

интерактивные задания в Google Таблицах

surveymonkey

создание бесплатных коротких опросов

surveymonkey

Создание интерактивных упражнений более 30 видов 

quizizz.com

Создание викторин с выбором ответа в режиме онлайн 

myquiz

он-лайн тестирование

Н5Р

Набор из 21 инструмента для создания ЭОР

Аватан

Фоторедактор

geniale

Набор из 16 инструментов для создания ЭОР

jigsaw planet

Собирание пазлов

Tinkercad

3-D моделирование он-лайн

draw.io

создание блок-схем он-лайн

Canva

cоздание коллажей, презентаций, фото-редактор

Evernote

блокнот 

prntscr

скриншотер Лайтшот

dreamstudy

инновационная платформа СДО

audiomaster.su

Захват и редактирование звука

Realtimeboard

Виртуальная доска

Linoit, в народе линолеум

Виртуальная доска

Coggle

Сервис для построения интеллект-карт

Интерактивная карта

Географическая карта с несколькими слоями данных, привязанных к геометкам

PlayBuzz

Интерактивные тесты, викторины, карточки, голосования

Инфографика

Визуализация данных

Vizia

создание и интеграция опросов в видео

appear.in

создание быстрых видео-чатов с 4-8 участниками

Closr

создание интерактивного изображения путем добавления комментариев, ссылок, подсказок к конкретным частям изображения

Пикторчат

создание инфографики и презентаций

Создание метафорических карт

Бесплатный сервис для создания метафорических ассоциативных карт

© 2024. ГБПОУ "Курганский педагогический колледж" | г. Курган
Наверх