Методические по ДО
- Информация о материале
 - Категория: Без категории
 
Методические указания по организации взаимодействия педагогических работников и обучающихся при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства Просвещения Российской Федерации № ГД – 39/04 от 19.03. 2020 года.
1.2. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.3. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
1.4. При реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
1.5. Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.6. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося https://do.kpk.kss45.ru/course/index.php?categoryid=26, https://biblio-online.ru/ , https://academia-moscow.ru/elibrary/. В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
2. Инструменты виртуальной коммуникации
Российский социолог С.В. Бориснев понятие «коммуникация» определяет как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.
Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, «лицом к лицу» контакт. Она предполагает психологическую близость участников коммуникации, наличие понимания и сопереживания. Однако в условиях современного мира, благодаря активному развитию компьютерных технологий и массовому проникновению Интернета, появилась возможность непосредственного межличностного контакта внутри виртуальной реальности. А дополнительные устройства (веб-камера, микрофон, динамики) позволяют максимально воссоздать процесс живого общения.
Таким образом, образовался феномен межличностного общения в современном мире – виртуальные коммуникации. «Виртуальные коммуникации» - это явление, основанное на активном развитии технологий; своего рода взаимодействие через Интернет с помощью технического устройства, имеющего возможность подключения и работы во всемирной сети, при условии наличия определенного программного обеспечения.
В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена, взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями.
В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:
- асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (вебинар, электронная почта, форумы, социальные сети, доски объявлений);
- синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат).
Существует несколько видов (форм) синхронных коммуникаций:
- вебинар (возможен в записи)
- видеоконференции (односторонние и двусторонние)
- онлайн-консультации
- аудиоконференции
- чат (текстовые конференции)
- мгновенный обмен сообщениями
- совместное использование приложений
- виртуальный класс
Отдельного пояснения требуют два последних вида коммуникаций.
Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами. Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.
Виртуальный класс - это электронная имитация общения при аудиторном обучении. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:
• классная доска (whiteboard) - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения;
• общий (широковещательный) чат;
• функция «поднятия руки»;
• индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем;
• показ слайдов, учебных материалов.
Для успешного применения технологий синхронного общения как правило требуется локальная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.
3. Рекомендуемые приложения (платформы) и инструменты для осуществления обратной связи и поиска цифровых ресурсов
Перечень платформ и приложений для организации дистанционного обучения
| 
 Наименование  | 
 Адрес  | 
 Функционал/ примечания  | 
| 
 Платформа «Российская электронная школа»  | 
 задачи, тематические курсы, видеоуроки  | 
|
| 
 «Московская электронная школа»  | 
 аудио-, видео- и текстовых файлов, учебники и образовательные приложения  | 
|
| 
 Онлайн-школа Фоксфорд  | 
 подготовка к ЕГЭ, олимпиадам и экзаменам, курсы для учителей, полезных материалов.  | 
|
| 
 Библиотека видеоуроков  | 
 видеоуроки школьной программы (1-11 классы), конспекты, тренажеры, тесты  | 
|
| 
 Цифровой образовательный ресурс «Якласс»  | 
 теоретические уроки, тесты и задания по предметам школьной программы  | 
|
| 
 Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру  | 
 бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, трансляции онлайн-уроков  | 
|
| 
 Платформа Сферум  | 
 
 
  | 
 Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе с обменом сообщениями и контентом в реальном времени  | 
| 
 Платформа trueconf 
  | 
 
  | 
 Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе  | 
| 
 Платформа для вебинаров eTutorium  | 
 Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе  | 
|
| 
 Платформа для видеоконфереции Proficonf  | 
 Проведение вебинаров, видеоконференций, занятий в виртуальном классе  | 
|
| 
 Вконтакте  | 
 Организация групп, информирование о материалах, трансляция видеоуроков  | 
|
| 
 Microsoft Teams  | 
 https://products.office.com/ru-ru/microsoft-teams/group-chat-software  | 
 Звуковые и видеозвонки в интернете, возможность демонстрировать экран, работа в групповых чатах  | 
| 
 Youtube  | 
 Размещение и запись трансляций  | 
|
| 
 Skype  | 
 Инструмент для видео- и аудиозвонков, бесплатные конференцзвонки, создание собрания, возможность участия без регистрации – по ссылке  | 
|
| 
 Brainoom 
  | 
 адаптивная система управления обучением для компаний и образовательных учреждений  | 
|
| 
 Google Класс  | 
 бесплатный сервис для создания курсов, назначения и проверки заданий  | 
4. Подготовка преподавателя к реализации программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 
4.1. Перед тем как начать реализацию дистанционного обучения преподаватель должен определить какой из вариантов он выберет:
- использование массовых открытых онлайн – курсов, размещенных на различных платформах с возможностью зачета данного учебного курса при предоставлении необходимых документов;
- организация обучения в системе поддержки дистанционного обучения Moodle https://do.kpk.kss45.ru/ с добавлением онлайн-занятий;
- организация удаленного онлайн-обучения с использованием средств видеоконференцсвязи.
На практике данные варианты могут быть объединены.
4.2. Преподаватель должен спланировать свое дистанционное преподавание:
1. Определить, на какой площадке будет организовано взаимодействие со студентами, где будем публиковать материалы, делать объявления, сообщать оценки.
2. Определить тематический план дистанционных занятий и их формы, технологию проведения лекций, составить список «контрольных точек». Проанализировать элементы контроля на предмет возможности реализовать заявленные элементы в онлайн формате. Внести изменения в программу, оставив только возможные элементы.
3. Продумать и составить список учебных и организационных материалов, которые необходимо предоставить студентам, включая видеолекции, памятки, объявления и т.п.
4. Создать необходимые материалы, разместив их в СДО Moodle (при необходимости) или подготовить контент для демонстрации в рамках вебинаров / видеоконференций.
5. Организовать обучение через СДО Moodle, платформы Сферум, TrueConf, Skype, социальную сеть ВКонтакте.
| 
 Действия педагога  | 
 Результат  | 
| 
 Определяем площадку для взаимодействия со студентами – где будем выкладывать материалы, делать объявления, сообщать оценки  | 
 Только СДО Moodle или СДО Moodle + различные платформы/приложения  | 
| 
 Определяем тематический план курса и список «контрольных точек» (обязательных заданий)  | 
 Планируйте на перспективу!  | 
| 
 Корректируем систему оценивания по каждой теме  | 
 Результаты работы студента (эссе, контрольные, упражнения, тесты, проекты) которые должен предоставить студент  | 
| 
 Решаем, какие именно учебные материалы должны быть в теме курса  | 
 Как будет преподнесен теоретический и практический материал? Через видеоуроки, живой рассказ, видеолекцию? Какие необходимы тексты, схемы, рисунки, тесты, конспекты, упражнения?  | 
| 
 Продумываем список организационных материалов  | 
 Тексты писем/объявлений студентам – приветствие, правила работы, система оценивания, ссылка на перечень обязательных заданий и их оценивание.  | 
4.3. Преподаватель принимает решение разрабатывать видеоматериалы либо проводить интерактивные консультации - тогда необходимо определиться с технологией этого процесса. Возможны два варианта:
– интерактивные лекции (трансляции), которые будут проходить в реальном времени, т.е. студенты должны быть в это же время в сети, чтобы иметь возможность задавать вопросы и участвовать в обсуждении;
- видеозаписи лекций, ссылку на которые нужно будет разместить/ в своем курсе переслать, чтобы обеспечить к ним доступ студентов.
Особенностью трансляций является то, что они должны проходить по расписанию для студентов.
1) интерактивные лекции
| 
 Инструменты для трансляции интерактивных лекций, консультаций  | 
|
| 
 Форматы работы  | 
 Из дома или из оборудованной для вебинаров аудитории в колледже с тех.поддержкой  | 
| 
 Организация работы  | 
 Время трансляций (когда вы в сети и студенты тоже) должно быть по расписанию  | 
 2) видеозаписи 
| 
 Инструменты для самостоятельной записи лекций и инструкций  | 
 Видеокамера телефона, экранная камера  | 
| 
 Правила размещения самостоятельно записанных лекций и инструкций  | 
 Видео размещается на youtube или VK https://www.youtube.com/   | 
4.4. В своей работе для создания и разработки учебных и методических материалов преподаватель может использовать  различные цифровые инструменты.
Перечень цифровых инструментов для создания дидактических материалов и использования в работе
| 
 Инструменты для создания учебно-методических материалов  | 
 Функционал  | 
| 
 Создание упражнений  | 
|
| 
 Виртуальная онлайн доска  | 
|
| 
 Экранная камера  | 
|
| 
 iSpring Free Cam . Программа для записи с экрана  | 
|
| 
 Веб-анкетирование  | 
|
| 
 Работа с фото и коллажи и редактирование  | 
|
| 
 Виртуальная интерактивная "доска объявлений"  | 
|
| 
 инструмент для тестирования  | 
|
| 
 ресурс для создания интерактивной графики. Обладает большим потенциалом в образовательных целях  | 
|
| 
 Создание тестов быстро и без регистрации  | 
|
| 
 Для нахождения бесплатных изображений  | 
|
| 
 Быстронастраиваемое тестирование с загрузкой методичек  | 
|
| 
 Бесплатное создание интерактивных плакатов, презентаций и других учебных ресурсов  | 
|
| 
 интерактивные задания в Google Таблицах  | 
|
| 
 создание бесплатных коротких опросов  | 
|
| 
 Создание интерактивных упражнений более 30 видов  | 
|
| 
 Создание викторин с выбором ответа в режиме онлайн  | 
|
| 
 он-лайн тестирование  | 
|
| 
 Набор из 21 инструмента для создания ЭОР  | 
|
| 
 Фоторедактор  | 
|
| 
 Набор из 16 инструментов для создания ЭОР  | 
|
| 
 Собирание пазлов  | 
|
| 
 3-D моделирование он-лайн  | 
|
| 
 создание блок-схем он-лайн  | 
|
| 
 cоздание коллажей, презентаций, фото-редактор  | 
|
| 
 блокнот  | 
|
| 
 скриншотер Лайтшот  | 
|
| 
 инновационная платформа СДО  | 
|
| 
 Захват и редактирование звука  | 
|
| 
 Виртуальная доска  | 
|
| 
 Виртуальная доска  | 
|
| 
 Сервис для построения интеллект-карт  | 
|
| 
 Географическая карта с несколькими слоями данных, привязанных к геометкам  | 
|
| 
 Интерактивные тесты, викторины, карточки, голосования  | 
|
| 
 Визуализация данных  | 
|
| 
 создание и интеграция опросов в видео  | 
|
| 
 создание быстрых видео-чатов с 4-8 участниками  | 
|
| 
 создание интерактивного изображения путем добавления комментариев, ссылок, подсказок к конкретным частям изображения  | 
|
| 
 создание инфографики и презентаций  | 
|
| 
 Бесплатный сервис для создания метафорических ассоциативных карт  | 












